Высокоскоростной поезд нового поколения "Сапсан” стал первым поездом нового поколения, запущенный в России. Высокоскоростной поезд "Сокол 250″ так и не дошел до стадии эксплуатации в России и его разработка была заморожена. Поэтому руководством РЖД было принято решение воспользоватся услугами Немецкой фирмы Siemens для запуска высокоскоростных железнодорожных перевозок пассажиров в России.
Высокоскоростной поезд нового поколения "Сапсан” состоит из 10 вагонов и перевозит более 600 пассажиров и совершает рейс из Москвы в Санкт-Петербург за 3 часа 45 минут. Скорость "Сапсана” на некоторых участках маршрута может достигать 250 километров в час. Первый рейс Москва-Петербург поезд совершил 17 декабря 2009 года.
C 30 июля 2010 года высокоскоростной поезд "Сапсан” начал ходить по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород. Стало возможно преодолевать более тысячи километров на поезде и две столицы за восемь с половиной часов с Нижнего Новгорода.
Сапсан способен развивать скорость до 350 км./ч., однако на российских железных дорогах его скорость ограничена до 250 км./ч. Для тех, кто дорожит своим временем, для тех, кто пользуется услугами авиакомпаний, поезд "Сапсан” является прекрасным альтернативным решением. Согласитесь, время в пробках до аэропортов, ожидание регистрации, привязанность к погодным условиям — всё это значительно превышает 3,5 часа!
Высокоскоростной поезд нового поколения "Сапсан” получил свое название в честь самой быстрой в мире птицы "Сапсан”, или настоящий сокол (лат. Falco peregrinus). Сапсан – хищная птица из семейства соколиных, распространённая на всех континентах, кроме Антарктиды. Птица Сапсан включён в Красную книгу России. Это самая быстрая птица (и вообще животное) в мире — по оценкам специалистов, в нападении она способна развивать скорость свыше 322 км/ч, или 90 м/с.
Концепция поездов "Сапсан” базируется на платформе Velaro компании Siemens, которая является усовершенствованной модификацией поездов ICE 3. Поезда "Сапсан” приспособлены к условиям эксплуатации в России, а их конструкция учитывает все требования российских стандартов.
Среди поездов "Сапсан” есть два типа – поезда для односистемной эксплуатации при сетевом напряжении постоянного тока 3кВ (тип B1) и для двухсистемной эксплуатации на постоянном токе 3 кВ или переменном токе 25 кВ / 50 Гц (тип B2).
Основная линия "Москва – Санкт-Петербург” электрифицирована постоянным током 3 кВ и её длина составляет 645 км. Максимальная скорость движения на этой линии может составить 250 км/ч. Двухсистемные поезда курсируют преимущественно на линии Москва – Нижний Новгород длиной 436 км. с максимальной скоростью 160 км/ч.
На поездах "Сапсан” в зависимости от необходимости машинист может сделать стекло, отделяющее кабину машиниста от пассажирского салона, прозрачным или матовым.
Кабина поезда "Сапсан” выглядит следующим образом.
Правда, завораживает
Климатические установки поезда "Сапсан” обеспечивают комфортное тепло в холодную пору и прохладу жарким летом. Климатическая установка расположенная на крыше в конце каждого вагона поезда "Сапсан”, она снабжена системой забора наружного воздуха, в подвагонном пространстве находится устройство для вытяжки воздуха. Это достигается за счёт того, что в результате переключения воздушных каналов, прохладный воздух летом поступает в вагон со стороны потолка и пола, а зимой нагретый воздух поступает со стороны боковых стен вагона и пола.
Большие боковые окна в пассажирском салоне (размером 1310 мм x 660 мм) не открываются, они выполнены из травмобезопасного изолирующего стекла и снабжены солнцезащитными жалюзи.
В поезде "Сапсан” Все сиденья в пассажирском салоне имеют регулируемые спинки, откидные столики, подлокотники и опоры для ног. На спинках сидений установлены съемные подголовники и сменные защитные платки. Сиденья бизнес-класса имеют кожаную обивку, сиденья туристического класса тканевую.
Пассажирский салон поезда "Сапсан” туристического класса выглядит следующим образом.